На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Как правильно ставить цели?"

 

Приветствую всех читателей сайта!

Попалась сегодня мне в рассылках Екатерины Логвиненко очень полезная на мой взгляд статья, которую полностью решила поместить в данной публикации.

 

 

О постановке целей

В мотивационной литературе часто встречается совет о том, что, стремясь к какой-либо цели, мы должны представить себе эту цель во всех подробностях. Например, если вы хотите купить дом, то следует представлять не просто абстрактный дом, а конкретно продумать все детали – удобства, интерьер, вид из окон, и т.п. В этом случае наша цель имеет гораздо больше шансов быть достигнутой. Об этом же говорилось и в фильме «Секрет».

Этот совет, конечно, работает, но только в том случае, если вы точно знаете, чего хотите, и находитесь относительно недалеко от вашей цели (в смысле возможности достижения). А если, к примеру, житель российской глубинки будет мечтать о доме на берегу океана в США? Либо о путешествии VIP-класса, когда одному туристу служит целая команда менеджеров, организующих его отдых. Как он сможет себе все это представить? Ведь, фантазируя, он будет исходить из своего собственного скудного опыта, из того, что он уже где-то видел. И тем самым существенно ограничит себя в возможностях.

С чего начинается идеальный день?

Идеальный день

Или другой совет: представить себе свой идеальный день – день своей мечты. Где бы вы проснулись, чем занимались, какие радости и развлечения вас ждут, с какими людьми проводите время и т.п. Это упражнение полезно для тех, кто уже близок к этому, или хотя бы видел со стороны. Но если человек мечтает об уровне жизни, гораздо превосходящем его нынешнее положение, то ему такая фантазия принесет мало пользы. Ну откуда ему знать, как проходит день у миллионеров, чем они занимаются, на чем делают свои миллионы? Не знаю, лично у меня никогда не хватало воображения придумать нечто эдакое, чего я никогда не видела. Я еще могла представить себе утро идеального дня – шелковая постель, безупречный интерьер, блеск моря за окном, изысканный завтрак на террасе в тени магнолий… Но дальше начинались сложности, т.к. стандартные шаблоны «из жизни богатых» меня не очень привлекают (разные spa-салоны, боулинг, шоппинг, машины-яхты-самолеты). А представлять, как я сажусь за любимый компьютер… – это как-то мелко для идеального образа жизни.

Эмоциональная модель

В таком случае, как мне кажется, нужно визуализировать не внешние детали объекта или ситуации, к которым мы стремимся, а их эмоциональное наполнение. Другими словами, подробно представить себе все чувства, ощущения, эмоции, которые возникнут в результате достижения желаемой цели. Такая «эмоциональная модель» – беспроигрышный вариант, поскольку все чувства и эмоции нам знакомы, в той или иной степени, и мы без труда сможем выбрать те из них, которые желаем испытать.

К примеру, мы можем не знать, как выглядит салон яхты VIP-класса, чтобы четко его себе представить. Но зато нам знакомо чувство радости, восторга от достигнутой цели, уверенность в себе от обладания чем-то ценным – все это мы испытывали хотя бы раз в жизни, в других ситуациях, и теперь можем спроецировать на желаемый объект.

Или тот же идеальный день: можно не представлять себе конкретные занятия, а просто вызвать ощущение свободы (не нужно идти на работу), уверенности, защищенности, радостные ожидания чего-то интересного, предвкушение дополнительных возможностей и новых благ, и т.п.

Покупка нового костюма

А вот пример того, как подробные детали могут только помешать желаемой цели. Когда-то на 4-м курсе института я решила, что мне нужен костюм. В тот период я как раз читала о том, что желание обязательно должно быть конкретным и продуманным в малейших подробностях. Но с костюмом возникла сложность: я не могла себе его четко представить, т.к. не разбиралась в моде, всегда была равнодушна к одежде, и понятия не имела, какой именно фасон мне может подойти. Я знала только, что он должен быть в деловом стиле (прямой пиджак, юбка) и изумрудно-зеленого цвета. И вот, мы пошли с мамой по магазинам. Она предлагала мне померить разные костюмы, но я их все отвергала, т.к. они были других цветов. А вот зеленых почему-то не было. Вернее, были несколько, но они оказывались некрасивыми и совершенно мне не шли.

Под конец, совсем замучившись, я поддалась маминым уговорам, и мы купили костюм совсем другого цвета и фасона – бежевый, расклешенный. В общем, совсем не такой, как я себе планировала. И знаете что? Этот костюм оказался очень удачным. Я ношу его до сих пор (прошло уже 12 лет), и он не потерял вид, не вышел из моды. А цвет идеально подходит для моей преподавательской работы (не пачкается мелом).

Не доверяйте уму Вот так бывает и в других жизненных ситуациях, когда мы зацикливаемся на том, что придумали, тратим большие усилия на поиски и закрываемся от всех прочих возможностей. А потом оказывается, что желаемая цель была совсем близко, но просто выглядела иначе, поэтому мы ее не узнали. Ведь все эти подробности и критерии выбора мы придумываем умом, а он далеко не всегда может просчитать идеальный вариант, у него свои соображения.

Например, в нашем прошлом могла быть какая-то вещь, с которой связаны приятные воспоминания, и теперь мы можем думать, будто нам нужно нечто похожее, или такого же цвета, и т.п. При этом не осознавая источник своего желания. Вот так нас подводит ум – он буквально «морочит нам голову», вводя в заблуждение.

В моем случае костюм оказался удачный, но только потому, что я смогла отступить от своих первоначальных представлений и впустить в свою жизнь то, что мне казалось непривычным. А можно было с самого начала составить «эмоциональную модель» своего желания – представить себе те чувства, которые может дать хорошая одежда: радость, удовлетворение, уверенность в себе, ощущение, что вот у меня есть отличный новый костюм, и как я в нем замечательно выгляжу. Уверена, что в этом случае поиск прошел бы гораздо быстрее и эффективнее. На свои чувства я «притянула» бы такой костюм, который идеально им соответствует, и, разумеется, он был бы удачный.

(окончание следует)

 

 

Картина дня

наверх